Смотри, как ускользает красота: рецензия на спектакли «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» в театре Karlsson Haus

0 0

Очень редко, когда из одного произведения вырастает целых две сценические интерпретации в видении одного режиссёра. Но у Бориса Павловича получилось нечто сверхреальное. Он не только дважды обратился к Ричарду Бротигану, но и создал два неповторимых, хоть и пересекающихся спектакля о красоте момента и мечтах. ++

официальный сайт театра

Смотри, как ускользает красота: рецензия на спектакли «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» в театре Karlsson Haus

официальный сайт театра

Смотри, как ускользает красота: рецензия на спектакли «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» в театре Karlsson Haus

официальный сайт театра

Смотри, как ускользает красота: рецензия на спектакли «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» в театре Karlsson Haus

Ричард Бротиган — американский писатель, приверженец контркультуры в 1960-70х годах. Он прославился благодаря роману «Ловля форели в Америке», который и лёг в основу спектаклей Бориса Павловича. Бессюжетный роман, который можно читать с любого места, сохранил свою особенность. Поэтому и спектакли в Karlsson Haus можно смотреть в любом порядке и под любым углом восприятия. Даже самым неожиданным.

Это, что называется, артхаус. Вычленить из обоих спектаклей сюжет невозможно, но, впрочем, и не нужно. Борис Павлович строит свои интерпретации на образах и метафорах, причём порой самых неожиданных. И неспроста. Обе постановки родились благодаря актёрской лаборатории Павловича при театре. Исполнители — Алиса Дроздова, Роман Еникеев, Юлия Иванова, Семён Мруз, Максим Максимов, Егор Строков, Мария Коркодинова, Юлия Курочкина, Михаил Хлюнев, Юлия Чербаджи и Виктория Лавренова — долго импровизировали вместе с режиссёром на тему романа. Именно отсюда и рождается эпизодичность спектаклей, построенных на разрозненных, но в то же время объединённых этюдах и авторских интерпретациях. Причём скорее даже соавторских — режиссёр, актёры и художница Ольга Павлович работают здесь как единое целое, в одном творческом потоке.

Совершенно не важно, какой спектакль смотреть первым. Даже совершенно не важно, посмотрите ли вы оба спектакля. Каждый из них уникален и не похож на своего двойника несмотря на общее начало и некоторые повторяющиеся тексты. Одни и те же истории приобретают новые оттенки за счёт смены актёров, декораций, средств выразительности. В каждой из постановок они обретают новое прочтение, новый голос и новую интонацию. Это может быть диалог, монолог, песня. Или даже рэп.

Музыка в целом занимает особое место в этом форельном диптихе. Здесь зритель услышит странную блюз-композицию, сыгранную с помощью электрогитар и старого советского буфета вместо барабанов, громкую оду Голливуду, речитатив про любовь к кофе, кавер на The Rolling Stones и не только. Даже магнитофонные записи с рассуждениями о ручье или голос шепелявого старика, который считает среднее число упущенных форелей за семь лет рыбалки, складываются в ноты и рождается музыка сверхреальности. Из слов, снов и воспоминаний. Звуковое оформление спектакля особенно ярко подчёркивает его внереальную суть и помогает глубже погрузиться в собственное подсознание. Конечно, чтобы тоже посчитать форелей и попытаться поймать хотя бы одну.

Герои ходят из стороны в сторону, поют песни, не выходя из ванной, проводят лимонадные церемониалы, читают книгу рецептов, играют с картонными фигурками, куклами барби, маленькими рыбками, обрамлёнными зеркальной мозаикой, вскрывают банки с тушёнкой, вместо которой накопилась земля, расставляют оловянных солдатиков, погружая их в свет карманных фонариков, тянут ботинки за шнурок, словно выгуливают собаку. А ещё герои берут в руки камеру и снимают всё происходящее на сцене, а изображение в это время транслируется на экран небольшого телевизора. Соприкосновение смежных искусств находит интересное выражение в постановке Павловича. Запечатлённые кадры хаотичны, но от этого не теряют магии кино. Получается своеобразный фильм о фильме, но только о театре.

Эти и другие удивительные фантазии поистине поражают зрительское воображение и раздвигают границы возможного. Условность театра достигает своего апогея и выходит за черту, где заканчивается искусство и начинается уже что-то другое, но не менее прекрасное. Все эти эпизоды и короткие зарисовки фиксируют ускользающую красоту жизни и неуловимость момента. Словно форель попалась на крючок и тут же сорвалась, сверкнув радужной чешуёй.

С небес на землю опускает лишь главная декорация, созданная Ольгой Павлович на основе питерских коммуналок. Маленькая кухня с советским шкафом и крошечным рукомойником, тут же стоящая ванная с полупрозрачной шторкой, гостиная со стареньким телевизором, хлиплым креслом и узорчатым ковром. Да, герои живут в Америке 60-х, носят несоветские костюмы и лелеют мечты о жизни в каком-то из штатов. Но всё это лишь иллюзии, которые грустно разбиваются о реальность.

«Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» обладают несколько разными интонациями и настроениями. Первая часть более радостная и музыкальная, в ней больше юмора и иронии. Вторая же погружает во мрак и тень своего подсознания, в ней уже меньше смеха, но больше пластики и печальных метафор. Но всё же оба спектакля достойны внимания и существуют неразрывно в общей вселенной. Может быть, посмотрев оба, получится поймать хотя бы одну форель.

Текст — София Маргацкая

Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.




Уважаемые пользователи! Предлагаем разместить Ваше рекламное объявление на нашем информационном портале. Посещаемость нашего интернет ресурса регулярно растет.

На данный момент имеется несколько вариантов размещения:

  1. По поводу размещения просим вас обратиться к нам через форму обратной связи. Мы обязательно в течении суток с вами свяжемся.

    Контакты пресс службы: 8-905-277-87-39 Александр