Смотри, как ускользает красота: рецензия на спектакли «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» в театре Karlsson Haus
Очень редко, когда из одного произведения вырастает целых две сценические интерпретации в видении одного режиссёра. Но у Бориса Павловича получилось нечто сверхреальное. Он не только дважды обратился к Ричарду Бротигану, но и создал два неповторимых, хоть и пересекающихся спектакля о красоте момента и мечтах. ++
официальный сайт театра
официальный сайт театра
официальный сайт театра
Ричард Бротиган — американский писатель, приверженец контркультуры в 1960-70х годах. Он прославился благодаря роману «Ловля форели в Америке», который и лёг в основу спектаклей Бориса Павловича. Бессюжетный роман, который можно читать с любого места, сохранил свою особенность. Поэтому и спектакли в Karlsson Haus можно смотреть в любом порядке и под любым углом восприятия. Даже самым неожиданным.
Это, что называется, артхаус. Вычленить из обоих спектаклей сюжет невозможно, но, впрочем, и не нужно. Борис Павлович строит свои интерпретации на образах и метафорах, причём порой самых неожиданных. И неспроста. Обе постановки родились благодаря актёрской лаборатории Павловича при театре. Исполнители — Алиса Дроздова, Роман Еникеев, Юлия Иванова, Семён Мруз, Максим Максимов, Егор Строков, Мария Коркодинова, Юлия Курочкина, Михаил Хлюнев, Юлия Чербаджи и Виктория Лавренова — долго импровизировали вместе с режиссёром на тему романа. Именно отсюда и рождается эпизодичность спектаклей, построенных на разрозненных, но в то же время объединённых этюдах и авторских интерпретациях. Причём скорее даже соавторских — режиссёр, актёры и художница Ольга Павлович работают здесь как единое целое, в одном творческом потоке.
Совершенно не важно, какой спектакль смотреть первым. Даже совершенно не важно, посмотрите ли вы оба спектакля. Каждый из них уникален и не похож на своего двойника несмотря на общее начало и некоторые повторяющиеся тексты. Одни и те же истории приобретают новые оттенки за счёт смены актёров, декораций, средств выразительности. В каждой из постановок они обретают новое прочтение, новый голос и новую интонацию. Это может быть диалог, монолог, песня. Или даже рэп.
Музыка в целом занимает особое место в этом форельном диптихе. Здесь зритель услышит странную блюз-композицию, сыгранную с помощью электрогитар и старого советского буфета вместо барабанов, громкую оду Голливуду, речитатив про любовь к кофе, кавер на The Rolling Stones и не только. Даже магнитофонные записи с рассуждениями о ручье или голос шепелявого старика, который считает среднее число упущенных форелей за семь лет рыбалки, складываются в ноты и рождается музыка сверхреальности. Из слов, снов и воспоминаний. Звуковое оформление спектакля особенно ярко подчёркивает его внереальную суть и помогает глубже погрузиться в собственное подсознание. Конечно, чтобы тоже посчитать форелей и попытаться поймать хотя бы одну.
Герои ходят из стороны в сторону, поют песни, не выходя из ванной, проводят лимонадные церемониалы, читают книгу рецептов, играют с картонными фигурками, куклами барби, маленькими рыбками, обрамлёнными зеркальной мозаикой, вскрывают банки с тушёнкой, вместо которой накопилась земля, расставляют оловянных солдатиков, погружая их в свет карманных фонариков, тянут ботинки за шнурок, словно выгуливают собаку. А ещё герои берут в руки камеру и снимают всё происходящее на сцене, а изображение в это время транслируется на экран небольшого телевизора. Соприкосновение смежных искусств находит интересное выражение в постановке Павловича. Запечатлённые кадры хаотичны, но от этого не теряют магии кино. Получается своеобразный фильм о фильме, но только о театре.
Эти и другие удивительные фантазии поистине поражают зрительское воображение и раздвигают границы возможного. Условность театра достигает своего апогея и выходит за черту, где заканчивается искусство и начинается уже что-то другое, но не менее прекрасное. Все эти эпизоды и короткие зарисовки фиксируют ускользающую красоту жизни и неуловимость момента. Словно форель попалась на крючок и тут же сорвалась, сверкнув радужной чешуёй.
С небес на землю опускает лишь главная декорация, созданная Ольгой Павлович на основе питерских коммуналок. Маленькая кухня с советским шкафом и крошечным рукомойником, тут же стоящая ванная с полупрозрачной шторкой, гостиная со стареньким телевизором, хлиплым креслом и узорчатым ковром. Да, герои живут в Америке 60-х, носят несоветские костюмы и лелеют мечты о жизни в каком-то из штатов. Но всё это лишь иллюзии, которые грустно разбиваются о реальность.
«Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате» обладают несколько разными интонациями и настроениями. Первая часть более радостная и музыкальная, в ней больше юмора и иронии. Вторая же погружает во мрак и тень своего подсознания, в ней уже меньше смеха, но больше пластики и печальных метафор. Но всё же оба спектакля достойны внимания и существуют неразрывно в общей вселенной. Может быть, посмотрев оба, получится поймать хотя бы одну форель.
Текст — София Маргацкая
Источник: kudago.com