Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

0 0

Молодёжный театр на Фонтанке представил собственную сценическую версию «Барышни-крестьянки» из цикла Александра Сергеевича Пушкина «Повести Белкина». Премьера состоялась в рамках фестиваля «Петербург. Пространство Пушкина», приуроченного к 225-летию поэта. В постановке режиссёра Натальи Архиповой лаконичный пушкинский шедевр оброс дополнительными персонажами и сюжетными линиями, сохранив первоначальную лёгкость и очарование. Руководитель постановки — Семён Спивак.

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

События пушкинской «Барышни-крестьянки» основаны на трёх архетипичных сюжетах, которые встречаются у многих писателей и драматургов, в том числе у любимого Пушкиным Шекспира: переодевание господ в простолюдинов, любовь юноши и девушки из враждующих семейств, неравенство влюблённых по общественному положению. Казалось бы, перед нами уравнение, где все неизвестные заранее известны, но за событиями спектакля хочется следить, затаив дыхание. В чём же секрет? Да хотя бы в том, что старинная усадьба, в которой происходит действие, — не простая, а волшебная!

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Первое, чем завораживает постановка, это визуальная магия. Зрители заходят в зал и рассаживаются по местам, бросая взгляды на сцену, залитую таинственным синим светом. На сцене, в парке дворянской усадьбы, возвышается амфитеатр в античном стиле, на котором покоятся две упавшие мраморные скульптуры. То ли эти белоснежные Амур и Психея ждут реставрации, то ли про них просто забыли, сложив в глубине сада, как никому не нужный старомодный декор. Но как только в зрительном зале гаснет свет, происходит чудо: скульптуры оживают и закруживаются в танце по ночному саду, наполненному звуками природы, а по залу проносится вздох изумления.

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Райский-Кущин — Гарий Князев

Весь спектакль буквально завёрнут в кружева из оживших мраморных амуров и влюблённых нимф — духов парка: они прячутся в стогах сена, выглядывают из-за деревьев, тонут в утреннем тумане и на цыпочках следуют за главными героями по саду. Незримо руководит этим волшебством гений парка Райский-Кущин, чьи бакенбарды кажутся смутно знакомыми. В самой атмосфере витает что-то шекспировское, игровое, напоминающее озорство духов из «Сна в летнюю ночь».

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Эльфийская стихия проникает и в обитателей уездной глубинки. Введённые режиссёром в спектакль комические персонажи — помещица Раевская и пять её дочерей — напоминают рой оголтелых фей. Дочери синхронно поют и порхают, пытаясь удушить в своих объятиях каждого молодого человека, который встречается на их пути.

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Сын помещика Алексей Берестов (Павел Вересов / Артём Кирин), этот столичный франт, также поддаётся магии усадьбы. Забыв о великосветских красавицах, он гоняется в салки за крестьянскими девушками, такими как Настя (Мария Вершинина / Василина Кириллова) — служанка из дома помещика Муромского. Настя при всей своей русской разудалости, — ни дать ни взять шекспировский Пэк с соломой в волосах, во всём помогающий своей хозяйке, барышне Лизе (Агата Зеленкова), которая решает вопрос творчески: идёт знакомиться с Алексеем, переодевшись в крестьянку. И как только внимание Алексея переключается на Лизу, в магии сада рождается ещё более тонкая магия любви.

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Вся эта игра в Шекспира гармонично сливается с текстом Пушкина, однако шекспировский текст тоже присутствует: фрагменты из «Ромео и Джульетты» декламирует на английском гувернантка Лизы мисс Жаксон (Алиса Варова / Наталья Паллин). Эта тонкая и ранимая натура называет русский язык «варварским», а себя в обществе помещиков считает лишней, но в итоге и её сердце поддаётся всесильной магии усадьбы.

Романтические мотивы в спектакле соседствуют с комедийными сценками из жизни враждующих помещиков, Муромского (Юрий Сташин) и Берестова (Сергей Малахов / Александр Рыбаков). Образ жизни двух семейств диаметрально противоположен, и этот контраст комичен. Пока поджарый англоман Муромский сыплет английскими поговорками и обучает слуг боксу, солидный Берестов цитирует Суворова и ест армейскую кашу из котелка своего дворового. Тем удивительнее, когда оказывается, что уладить их эпичную вражду способны падение с лошади и бутылка чего-то крепкого.

Прятки, салки и Шекспир: рецензия на спектакль «Барышня-крестьянка» в Молодёжном театре на Фонтанке

Тем временем в усадьбе сменяются сезоны. За свежей синевой весны следует знойная зелень лета, затем — золотистая осень. Эти перемены отражает красочная световая партитура спектакля, созданная художником по свету Андреем Абрамовым. Авторы спектакля растягивают события повести во времени, чтобы стадии взаимоотношений главных героев отразились в природе: весенняя влюблённость, летнее упоение, осеннее смятения чувств. И лишь когда на сцену обрушивается зимняя вьюга, замерзающий под зонтом Алексей узнаёт, что крестьянская девушка Акулина и зазнайка-Лиза — одно и то же лицо, и что его счастье оказалось ближе, чем он мог мечтать.

Текст: Наталия Агапова.


Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.




Уважаемые пользователи! Предлагаем разместить Ваше рекламное объявление на нашем информационном портале. Посещаемость нашего интернет ресурса регулярно растет.

На данный момент имеется несколько вариантов размещения:

  1. По поводу размещения просим вас обратиться к нам через форму обратной связи. Мы обязательно в течении суток с вами свяжемся.

    Контакты пресс службы: 8-905-277-87-39 Александр