Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

0 0

Премьера самой ожидаемой новинки осени откладывалась несколько раз. Какими бы причины ни были, «Кинопоиску» удалось подогреть интерес аудитории. Однако свежий, оригинальный для платформы проект и флагманский со времён прошлогоднего «Короля и шута» пока не оправдал ожиданий публики. Рейтинг сериала на данный момент не превышает отметку 5.8, а большинство зрителей не понимает, за что так обошлись с Достоевским. Каким получился новый сериал Владимира Мирзоева, читайте в нашей рецензии. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.

«Преступление и наказание»

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Родион Раскольников (Иван Янковский) — студент юридического факультета, который погряз в нищете: герой ворует кефир из супермаркета и вот уже четыре месяца не может оплатить аренду комнатушки в коммуналке. От поддержки единственного друга — Дмитрия Разумихина (Тихон Жизневский) — гордый студент отказывается. Его сестра Дуня (Любовь Аксёнова) работает няней в поместье Марфы Петровны Свидригайловой (Юлия Снигирь) и её мужа Аркадия Свидригайлова (Владислав Абашин), который с позволения жены крутит романы с прислугой.

Всё это время Раскольников бродит по Петербургу, видит абсурдные сны и знакомится с семьёй Мармеладовых, где глава семейства Семён Захарович (Олег Дуленин) пьянствует, его жена Катерина Ивановна (Виктория Толстоганова) недовольна бедной жизнью, а старшая дочь Сонечка (Диана Енакаева / Алёна Михайлова) от безысходности вынуждена идти работать в ночной стриптиз-клуб. Насмотревшись на беды жизни, Раскольников решает проверить свою безумную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и попробовать убить мерзкую старуха-процентщицу (Ёла Санько). К тому же к преступлению толкает уж больно обаятельная Тень (Борис Хвошнянский).

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» вышел в 1866 году, но без всяких сомнений он остаётся актуальным до сих пор. Ведь Фёдор Михайлович создал не просто интереснейший детектив, где преступник известен сразу, а читатель наблюдает за игрой в кошки-мышки между следователем и убийцей. «Преступление и наказание» — это бесконечный философский пласт для анализа и размышлений, поскольку Достоевский руководствовался больше социально-психологической составляющей произведения, а не сюжетной.

Владимир Мирзоев, известный благодаря мистическим «Топям» и детективу «Внутри убийцы», решил не идти по пути буквальной постановки. К тому же нет смысла тягаться с экранизацией 1969 года от режиссёра Льва Кулиджанова. Поэтому Мирзоев вместе с командой попробовал осовременить книгу — то ли из-за нехватки бюджета, ведь костюмная драма и восстановление Петербурга Достоевского — недешёвое удовольствие, то ли из-за искренней любви к приёмам 2010-х и театральным фишкам, где классику на современный лад можно нередко встретить. Однако оригинальности от этого нового прочтения известного всем сюжета не прибавилось.

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Главная проблема в том, что недостаточно перенести действие романа в XXI век, чтобы сделать его актуальным и созвучным современному человеку. Проблематику нужно переосмыслить и сделать надстройку, которая будет откликаться. Беда в том, что самому интересному персонажу — Раскольникову — отведено чуть ли не меньше времени, чем семье Свидригайловых и Дуне. А введение в повествование Тени, которая толкает на преступление, так и вовсе упрощает внутренний конфликт героя.

У Достоевского Раскольников очарователен и обаятелен в своей демоничной невротичности. В потоке его бреда читатель находится на грани того, чтобы ненароком проникнуться болезненной и деструктивной теорией, которую весьма умный студент придумал. Его доводы и аргументы логичны, а интерес к философии и метафизике зла как раз и возносит роман на новый уровень. Но вот вполне убедительная теория рушится, а Раскольников приходит к раскаянию и искуплению.

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

У Мирзоева же Родион Романович просто похож на городского сумасшедшего, который кричит и кидается на прохожих, видит бредовые сны и разговаривает с чёртом. Юнговская тень была и у Достоевского, но совершенно на других основаниях.

Убедительный и очень органичный Иван Янковский вряд ли спасает ситуацию. Ведь уже по сценарию его персонаж лишён достоевской глубины. И отказываться от внутренних терзаний в пользу мифической Тени было несомненно главной ошибкой.

Другой провал сериала в том, что повествование не держит фокус, а творческая команда по не очень логичным причинам отказывается от центральной фигуры (очевидно, Раскольникова). В равной степени нас погружают в историю семьи Мармеладовых, болезненные отношения внутри четы Свидригайловых, пугающие травмы и боли арендодательницы Раскольникова и множество других сюжетных линий, которые в романе органично уживались, но для экрана не были переработаны. Темпоритм у проекта утомительный. Убийство случается лишь в четвёртой серии, а линии персонажей становятся лишь туманнее.

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Если и говорить об осовременивании романа, то в новом проекте «Кинопоиска» оно оказалось лишь частичным. Да, Раскольников похож на современного студента в бежевом тренче и толстовке, по подозрительно пустынному Петербургу разбросаны электросамокаты, имение Свидригайловых — это роскошный особняк с Рублёвки, Марфа Петровна потягивает апероль, Семёна Мармеладова переезжает машина, а вместо писем герои общаются голосовыми сообщениями. Но в то же время Аркадия Свидригайлова выкупают «за 30 серебренников», старуха-процентщица не превращается в какого-нибудь микрокредитора, Раскольников закладывает часы и папиросницу, да и вообще речь героев почти что списана с текста. Выходит какая-то не до конца осовремененная трактовка, а общение на русском языке XIX века так и вовсе превращает проект в нелепый абсурд и делает игру звёздного каста максимально искусственной.

Стиль Владимира Мирзоева, конечно, узнаваем. Мрачный цветокор, неестественные и искривлённые ракурсы, использование широкого объектива, тяга к слишком образным метафорам, излишняя сексуализация женских персонажей. Режиссёр не стал ограничивать себя «Преступлением и наказанием». В эпизодах можно встретить отсылки к «Братьям Карамазовым» или «Запискам из подполья». Как будто мы смотрим сериал-кроссворд. Но всё это не имеет под собой никакого сакрального смысла — абсурд ради абсурда, отсылка ради отсылки, а не ради обнажения или подчёркивания чего-то сверхважного. Стойкое ощущение, будто смотришь «Топи» с другим сюжетом.

Проблемы современных студентов: рецензия на сериал «Преступление и наказание»

Текст — София Маргацкая

Пропускать сериал или нет — зрителю предстоит решить самостоятельно. Ведь с одной стороны, это как минимум стильная попытка рассказать одну из самых известных в мире историй, с другой же стороны — явное пособие по тому, как классику осовременивать точно не стоит. Вечные, не покрытые слоем пыли смыслы растворились в увлечении отсылками и потеряли свою, казалось, нерушимую актуальность. Топор занесён совершенно неверно.

Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.

Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.




Уважаемые пользователи! Предлагаем разместить Ваше рекламное объявление на нашем информационном портале. Посещаемость нашего интернет ресурса регулярно растет.

На данный момент имеется несколько вариантов размещения:

  1. По поводу размещения просим вас обратиться к нам через форму обратной связи. Мы обязательно в течении суток с вами свяжемся.

    Контакты пресс службы: 8-905-277-87-39 Александр