Правила игры: рецензия на фильм «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса
Сейчас на больших экранах и в сети можно увидеть фильм Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», который принёс Джесси Племонсу награду за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале. Чем хорош новый фильм популярного режиссёра и почему он совсем не похож на «Бедных-несчастных», читайте в нашей рецензии. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.
«Виды доброты»
Фильм-альманах состоит из трёх новелл. Офисный работник (Джесси Племонс) проживает каждый день по указаниям своего босса (Уиллем Дефо), но однажды отказывается от его просьбы убить человека. Полицейский подозревает, что его пропавшая без вести и вернувшаяся жена (Эмма Стоун) — не та, за кого себя выдаёт. Пара из религиозной секты разыскивает девушку, способную воскрешать мёртвых (Маргарет Куолли).
Имя Йоргоса Лантимоса в кинематографических кругах сегодня на слуху. В своё время восхитивший фестивальную публику греческий режиссёр полюбился массовому зрителю масштабными костюмированными постановками. А прошлогодние «Бедные-несчастные» обеспечили Лантимосу множество наград и звание мастера абсурда и гротеска.
«Виды доброты» внутри «странного» кинематографа режиссёра занимают довольно скромный статус — наскоро сделанный фильм был сдержанно принят критиками после недавнего громкого успеха. Действительно, в нём нет ожидаемой визуальной пестроты и излишества. И похоже, на сегодняшний день это лучший фильм Лантимоса.
Почти трёхчасовой фильм состоит из трёх новелл, о странности которых можно судить по их названиям: «Смерть Р.М.Ф.», «Р.М.Ф. летает», «Р.М.Ф. ест сэндвич». Новеллы сюжетно не связаны между собой, но объединены фигурой загадочного Р.М.Ф. и актёрским составом: разные роли играют полюбившиеся режиссёру Эмма Стоун и Уиллем Дефо, а также Джесси Племонс, Маргарет Куолли и Хонг Чау.
В предыдущих фильмах Лантимоса, визуально эффектных и эпатажных, зрелищность зачастую была важнее структуры. В раннем «Клыке» родители создавали для детей искусственный замкнутый мир, в котором слова меняли своё значение. Однако слова не все, а лишь отобранные родителями и, соответственно, автором фильма по неизвестному принципу. В «Бедных-несчастных», населённых неведомыми созданиями, камера меняла тип и крупность съёмки, не заботясь о драматургических мотивировках. Миры из фильмов Лантимоса с их абсурдными правилами поведения и правилами игры зачастую конфликтовали с мирами иными, рациональными.
В «Видах доброты» и эпатажности, и аттракциона хватает. Имеются в наличии заселённый собаками мир, ностальгический просмотр секс-видео с друзьями, Уиллем Дефо в розовых плавках и много чего ещё. Однако в этом фильме почти все аттракционные моменты чётко вписаны в единую структуру.
Три истории — о начальнике и подчинённом, о муже и жене и о религиозной секте — созданы по одному драматургическому образцу, в котором режиссёрские приёмы (наплыв, чёрно-белый сон или воспоминание, оперная музыка) отмечают кульминационные точки. Лантимосу подходит среднеметражная форма — в замысловатых и с виду бредовых зарисовках прописаны все драматургические мотивировки.
В «Видах доброты» Лантимос ставит вопрос о самом устройстве своего авторского мира.
Нагляднее всего режиссёрский метод Лантимоса проявляется в первой новелле. Главный герой проживает каждый день по правилам своего начальника, который пишет ему карточки с подробным расписанием и решает, что тот будет носить, есть, пить и вообще делать каждую минуту. Роль начальника, разумеется, отведена Уиллему Дефо, «Богу» из предыдущего фильма. Босс, подобно режиссёру, помещает человека в ограниченное пространство и заставляет играть отведённую роль.
Три истории на разный лад репрезентируют авторский метод Лантимоса: режиссёр исследует субъектность — возможность проявления свободы воли у персонажей, которые изначально её лишены.
В каждой из новелл Лантимос возводит мир тотального, то есть режиссёрского контроля. В этом фильме не подразумевается никакого «нормального» мира за пределами игровой площадки. Стилизованные, геометрически выверенные и очень красивые пространства, которые в предыдущих фильмах режиссёра работали на создание аттракциона, в «Видах доброты» определяют допустимые границы существования.
В новеллах с разными сюжетами режиссёр-автор помещает своих персонажей в пространство несвободы, принуждает их к игре и наблюдает за безуспешными попытками повилять на свою судьбу. Допуская при этом любые интерпретации каждого из сюжетов: феминистские, социальные, религиозные, политические и так далее.
Текст — Мария Шиманская
«Виды доброты» являет лучший образец кинематографа Лантимоса, в котором стиль его ранних фильмов дополняется эффектными визуальными приёмами и звёздным актёрским составом. Всё ещё странная и вызывающая картина становится закономерным продолжением и полной противоположностью «Бедным-несчастным».
Источник: kudago.com