Попытка повторить: рецензия на фильм «Счастливые дни»
Сейчас на больших экранах можно увидеть медленное, тягучее итальянское кино о попытке возродить былые отношения. Режиссёр и сценарист Симоне Петралья берёт на главные роли Анну Гальена и Франко Неро. Но тандем прекрасных актёров, кажется, не показывает максимально слаженной работы. А в самом сюжете угадываются связи с великой «Любовью» Михаэля Ханеке. Подробнее о том, каким получился фильм, читайте в нашей рецензии. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.
«Счастливые дни»
Когда-то Маргарита (Анна Гальена) выбрала актёрскую профессию и международную славу. Взамен она потеряла любимого мужчину — Антонио (Франко Неро). Теперь же на пороге старости Маргарита неизлечимо больна и вот-вот будет прикована к постели. А её возлюбленный появляется снова. Смогут ли герои исправить разрушенные отношения, пережив прошлое заново?
Попытка повторить чувствуется во всём. И в драматургии с той точки зрения, что герои пытаются вернуться в прошлое, и в сюжете с той точки зрения, что он отчаянно пытается копировать «Любовь» Михаэля Ханеке, которая покорила Каннский кинофестиваль 12 лет назад. Но вот что-то вечно не складывается. То герои сталкиваются характерами, то режиссёр не может подыскать верную формулу для выражения сложных чувств.
Медленный и тягучий киноязык фильма в данном случае крайне утомителен. Невероятно долгие восьмёрки с диалогами, которые топчутся на месте, а не двигают сюжет, довольно быстро начинают раздражать. Бессодержательные флэшбеки существуют скорее для эстетики, а не для развития истории. Наконец, пересмотр старых видео вместе с героями — унылый штамп, с которым мириться никак не хочется.
В таком обрамлении даже самая душещипательная тема того, как твой любимый человек медленно умирает, а ты ничего не можешь с этим сделать, вовсе не трогает. Герои оказываются замкнуты в одной комнате, и между ними нет никакой химии. Даже финальный танец влюблённых, созданный воображением и ностальгией о былом, быстро наскучивает.
Неуловимость момента, его зыбкость и предчувствие отчаяния передать, к сожалению, не удалось.
Как и в «Любви» у Ханеке, герои Петралья приходят к немощной женщине, которая когда-то была на вершине и имела всё. Как и в «Любви» у Ханеке, Петралья пытается вознести любовь до неземной. Но события так и не находят ту самую точку накала, где трагедия оборачивается облегчением в совокупности с ужасом, который испытываешь от поступка одного из супругов. В «Счастливых днях» Антонио так слаб и глуп, что даже не способен решиться на избавление любимой от страданий. Вместо этого на первый план выходит малодушие — герой отказывается от ответственности и передаёт судьбу возлюбленной в её же руки, в то время как герои Ханеке были способны на высшее проявление любви и ответственности друг за друга.
Оттого послевкусие от фильма максимально пресное и невыразительное. Слишком много прямолинейных рассуждений и пустых признаний. Причём как в разговорах между главными героями, так и во второстепенных линиях. Слишком мало заслуживающих уважения и восхищения действий.
Погоня за эстетикой того, как можно выразить любовь, превращает фильм в игру, в видео-арт, но никак не в большое кино.
Текст — София Маргацкая
В этот раз итальянское кино не порадовало тем, чем умеет радовать вот уже многие десятилетия. Ни философско-интеллектуальными исканиями в духе Висконти, Феллини или Антониони, ни уморительной комедией по-итальянски, ни кипящими на экране страстями, ни триумфальностью и размахом в стиле Соррентино. Увы, ничего из этого не случилось на экране. Не в этот раз.
Источник: kudago.com