Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

0 35

Анна Баштовая — художник и историк кинокостюма, автор популярного Telegram‑канала об одежде в кино «Кинокостюм для чайников» и книги «Мода и сериалы: от Друзей и Твин Пикс до Эйфории и Убивая Еву». Для рубрики Go по работам мы поговорили с Анной об эстетике киносъёмок и о том, как она собирает образы и понимает, что именно этот костюм — тот самый. Героиня поделилась закулисьем съёмок, назвала имена вдохновляющих её художников по костюмам, а также дала рекомендации начинающим специалистам.

Анна Баштовая

Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

В заголовок своей книги вы вынесли сериалы «Друзья», «Твин Пикс», «Убивая Еву» и «Эйфория». Чем они примечательны в плане костюмирования?

Эти сериалы существенно повлияли на поколение, то есть на моду и внешний вид людей, которые их смотрели. В своей книге я собрала все сериалы, которые так или иначе влияли и на моду подиумную, и на моду повседневную.

Эти четыре сериала являются наиболее яркими примерами, благодаря им какие-то вещи активно появлялись в моде. Они до сих пор остаются вне времени, несмотря на то, что некоторые из них вышли далеко не сегодня.

Если брать сериал «Друзья», то стиль Моники Геллер считается вневременной классикой. Он ещё называется «Американо»: это белая рубашка, синие джинсы на высокой талии, белые кеды. Сериалу в этом году будет уже 30 лет, но этот стиль никуда не исчез.

С «Твин Пикс» то же самое. Там есть прекрасный агент Купер, который ходит в бежевом тренче. Этот бежевый тренч постоянно появляется на модных подиумах и на прохожих на улице.

«Убивая Еву» знаменит своими яркими нарядами, в первую очередь, розовым пышным платьем. Мы даже хотели поставить его на обложку книги, но отказались от этой идеи. Тем не менее, это очень знаковый наряд от дизайнера Молли Годдард. Поклонники сериала ищут это платье, но его уже невозможно купить. Считается, если ты всё-таки умудрился это сделать, это большая удача.

Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

«Эйфория» активно влияет на стиль современных подростков. Из-за «Эйфории» в моду вошёл разнообразный интересный макияж, в том числе благодаря героине Хантер Шафер. Об этом я тоже подробно пишу в книге.

Личный топ сериалов, повлиявший на вас профессионально

Моя книга и является личным топом. Она разбита по жанрам. В её начале я говорю о том, что эта выборка очень персональная, кому-то нравятся другие сериалы, мне нравятся вот эти. Я пишу, например, про «Очень странные дела», «Игру престолов», «Корону», «Аббатство Даунтаун». В ней можно почитать и про повседневные костюмы, и про исторические костюмы, и про костюмы из детективов, например, «Пуаро» с Дэвидом Суше и «Шерлока». И каждая глава заканчивается тем, как эти костюмы так или иначе влияли на наш с вами внешний вид.

В чём выражается связь между образами героев и модными тенденциями во всем мире?

Кино и сериалы влияют на моду, а мода влияет на них. Это такой очень закольцованный процесс. Если мы будем говорить о сериалах «Эйфория», «Убивая Еву», «Друзья», где использованы современные костюмы, все они взялись не из ниоткуда, а из актуальных коллекций, которые когда-то сошли с подиумов.

«Убивая Еву» — особенно яркий пример влияния модных тенденций на костюмы в сериале. На протяжении всего экранного времени героиня одета крайне стильно.

С другой стороны, если брать какие-то фэнтезийные сериалы, например, «Игру престолов», то благодаря ей в моду вошло сказочное средневековье. Поэтому влияние и работает в обе стороны.

Кому вы рекомендуете вашу книгу?

Я рекомендую эту книгу абсолютно всем. Это уже вторая книга. Первая называлась «Мода и кино». Её я писала, с одной стороны, для своих студентов, которые учатся у меня мастерству художника по костюмам и всегда спрашивают про какую-то литературу, которой часто просто нет.

С другой стороны, я держала в голове мысль о своей маме, которая не имеет никакого отношения к кинопроизводству, костюмам и искусству. Но мне очень хотелось, чтобы эта книга была понятна и ей.

Поэтому обе работы написаны лёгким языком для массового зрителя, читателя, которому просто интересно узнать что-то новое для себя и поразглядывать, в том числе, хорошие картинки. В книге для этого очень много иллюстраций!

Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

Личный топ художников по костюмам

Не буду далеко ходить в историю, возьму современных. Это Милена Канонеро, которая делала все костюмы для фильмов Кубрика. И когда его не стало, она начала сотрудничать с Уэсом Андерсоном. Стиль Уэса Андерсона, в том числе костюмы его героев, активно влияет на современную моду.

Патриция Филд, которая делала костюмы для «Секса в большом городе», «Эмили в Париже», «Дьявол носит Prada». Изначально она стилист, которая пришла в кино и стала художником по костюмам. Патриция очень много работает с модными тенденциями и активно влияет на сферу. По «Сексу в большом городе» мы это прекрасно понимаем.

Сэнди Пауэлл, художница по костюмам, которая очень много работает с историческими картинами. Она делала «Фаворитку» Лантимоса, костюмы для всех фильмов Мартина Скорсезе и считается одной из самых ярких современных художниц. Сэнди — моя любимица, именно на её творчество я больше всего ориентируюсь.

И ещё одна моя большая любимица, которой уже нет в живых, — это Эйко Исиока, японский костюмер, которая создавала образы для фильмов «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы, «Клетка» и «Запределье». С визуальной точки зрения это три важнейшие лично для меня работы, которые повлияли на моё желание стать художником по костюмам.

Я увидела фильм «Дракула» лет в 10-12 и абсолютно влюбилась в это кино. Оно у меня было на видеокассете, я смотрела его 3-4 раза в день на протяжении месяца, поэтому знаю наизусть. И в тот момент, когда я увидела работу над костюмами в этом фильме совсем ещё маленькой девочкой, во мне зажглось желание когда-то вырасти и тоже делать костюмы.

Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

Как правильно: художник по костюмам или костюмер?

В зависимости от того, что вы хотите сказать. Если вы говорите о главе департамента, то есть о человеке, который придумывает костюм, разрабатывает, руководит огромным процессом, то это художник по костюмам. Если вы говорите о костюмере, то это человек, который входит в департамент костюмерного цеха и подчиняется непосредственно художнику по костюмам. То есть у художников есть ассистенты и костюмеры.

Костюмер — это более техническая профессия. Он следит за порядком костюма на площадке. Если костюм должен быть в кадре грязным, то костюмер следит за тем, чтобы он был именно в таком состоянии. Если костюм должен быть чистым, идеальным, отпаренным, отутюженным, то проконтролировать это — тоже его работа. Костюмер стирает вещи, чистит обувь (или пачкает её, если это необходимо). Без него невозможно вообще делать костюмы на площадке. Это важнейший человек в цеху. Но это не художник по костюмам, поэтому и называются эти профессии по-разному.

Очень обидно и костюмеру, и художнику по костюмам, что их вечно путают. Когда кто-то пишет, что ищет костюмера, непонятно, ищут действительно костюмера или именно художника по костюмам. Или когда пишут: «Костюмер Милена Канонеро получила «Оскар» за Отель Гранд Будапешт”», конечно, она никакой не костюмер, она великий художник. Поэтому очень хочется, чтобы эти профессии не путали.

Как проходит ваш стандартный рабочий день?

Если говорить о том, как проходит работа на площадке, то для начала художник по костюмам читает сценарий, в своей голове что-то фантазирует, обсуждает фантазии с режиссёром, а иногда и со сценаристом. С оператором тоже стоит пообщаться, потому что есть некоторые нюансы съёмки, и нужно понимать, каким именно он хочет видеть костюм в кадре.

Также художник говорит с актёрами на примерке, потому что многие из них активно участвуют в создании образов. Многие актёры — и наши, и мировые — признаются, что пока они не примерили костюм, они до конца не понимают своего героя или героиню, и только на примерке начинают проникаться персонажем. Поэтому это очень важная совместная коллективная работа. Никогда художник один в вакууме не существует.

Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

Что нужно знать о персонаже, чтобы создать для него костюм?

Прежде всего, в какой период времени он живёт — это будет историческая драма или привычная для нас современность. Нужно знать его привычки. Я всегда мучаю сценаристов и спрашиваю, какое детство было у персонажа, как он рос, где учился, с кем он жил. Потому что то, как мы с вами выглядим, всегда берёт начало в детстве и юности. Мы не одеваемся определённым образом внезапно. За этим стоит история. Всю эту информацию я стараюсь понять.

Как собирается костюм: его шьют или собирают в магазине?

Сбор костюма происходит в зависимости от задачи. Если это сказочная история, как сериал «Волшебный участок», то для него мы брали уже что-то готовое, что-то шили, а что-то покупали и специально состаривали. Сейчас у нас в разработке второй сезон, там будет очень много пошива. Если брать мою работу для сериала «1703», то это была современная история. Там у меня практически все костюмы — это покупки из секонд-хендов или винтажных магазинов.

Художник никогда не берёт костюм в одном месте. Не бывает полностью стопроцентного пошива или закупки в магазине. Это всегда некий микс подходов.

Можно ли рассказать историю персонажа только по костюмам, без слов?

У нас уже есть эти примеры: мы видим, как костюмы отлично работают вплоть до конца 20-х годов ХХ века, когда существовали исключительно «немые» фильмы. Прекрасный пример — Чарли Чаплин, по костюму которого мы понимаем его героя. Он сыграл множество персонажей, но Бродяга — один из самых ярких его образов. Чаплин ничего не говорит, но мы по нему всё считываем.

Есть великий фильм «Метрополис», о котором я всегда рассказываю своим студентам. Мы активно разбираем его на лекциях. Это немое кино 1927 года, в котором по огромному количеству костюмов мы понимаем, что перед нами за персонаж.

Как развить насмотренность и на что обращать внимание при просмотре фильма?

Чтобы развивать насмотренность, нужно очень много смотреть. Я самоучка, переводчик с немецкого и английского языков по образованию. И я как раз тот человек, который активно развивал свою насмотренность и изучал всё сам, своими средствами. Я делала так: первый раз смотрела фильм, чтобы следить за сюжетом и разобраться с тем, что происходит в самом кино, насладиться кинематографом. А дальше свои любимые фильмы я смотрела много раз, ставила на паузу и анализировала. То есть размышляла, почему этот кадр красивый, что меня в нём привлекает, какое сочетание цветов в нём мне интересно, что говорят детали в костюме. Я читаю очень много книг по истории костюма и смотрю интервью на английском языке с художниками по костюмам. Смотрю документальные фильмы о съёмках кино, так называемые фильмы о фильме.

Насмотренность — это комплексный навык, который нужно развивать, используя все возможные инструменты, а не только те, что на поверхности. Это совокупность всего, нельзя обойтись только соцсетями.

Go по работам: художник кинокостюма Анна Баштовая про рождение героя, важность его детства и костюмы, которые могут говорить

Работы, которыми вы гордитесь

Я горжусь всеми своими проектами, где стоит моё имя, но особенно двумя своими сериалами — «1703» и «Волшебный участок». Когда вышел «1703», он стал «Лучшим сериалом года по мнению кинокритиков». А «Волшебный участок» — «Лучшим сериалом на платформе ОККО», самым просматриваемым у зрителей. То есть у меня за плечами всего два сериала, если не брать огромный опыт в рекламе, видеоклипах, музыкальных клипах, коротких метрах, и оба получились в итоге признанными зрителями и критиками и успешными.

За что вы любите и не любите свою работу?

Я люблю всё, поэтому и работаю в кино. Я в принципе очень люблю кино.

Могу сказать, что самое сложное — это не спать. Потому что когда съёмочный процесс уже запущен, вы мало спите и много работаете на ногах. Очень сложно сохранить своё здоровье спустя 2-3 месяца недосыпа. Но это нюансы кинопроизводства существуют во всём мире и абсолютно у всех киношников.

А за что люблю? Абсолютно за всё. Но есть два момента, которые для себя я выделяю особенно. Первый — когда я читаю сценарий, в моей голове вдруг возникают образы, происходит рождение героя. Вот не было этого образа в голове, а он родился. Он появился внезапно, из ниоткуда, и уже скоро получит жизнь на экране. Это очень приятное ощущение. И второе, я обожаю съёмочную площадку и сам процесс съемок.

Очень люблю состояние, когда утром заходишь в павильон, а там все носятся и каждый занят своими важными делами: кто-то выставляет свет, кто-то кричит в рацию. А ты идёшь в буфет, берёшь свою первую из 20 за день кружку кофе, потому что снова не выспался, и начинаешь со всеми здороваться. И вот — вы начинаете очередную смену.

Пожелания начинающим художникам по костюмам

Просто очень любить кино. Без этого ничего не будет. Без любви к кино ваша усталость, недовольство собой, недовольство коллегами возьмут над вами верх. Но вы всё преодолеете, если любите кино и именно эта любовь вас объединяет с вашей командой. Я встречала людей, которые думали, что очень хотят работать в кино, но через неделю вдруг понимали, что им не подходит такой бешеный ритм жизни. Когда вы на площадке, вы не видите ни семью, ни друзей — вы видите только съёмочную площадку. Поэтому я желаю художникам по костюмам, костюмерам и всем киношникам просто очень любить кино. И тогда точно всё сложится и получится.

Беседовала Валерия Сдобникова

Источник: kudago.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.




Уважаемые пользователи! Предлагаем разместить Ваше рекламное объявление на нашем информационном портале. Посещаемость нашего интернет ресурса регулярно растет.

На данный момент имеется несколько вариантов размещения:

  1. По поводу размещения просим вас обратиться к нам через форму обратной связи. Мы обязательно в течении суток с вами свяжемся.

    Контакты пресс службы: 8-905-277-87-39 Александр