Эксперт Поликарпов: РЖД первыми в мире запустили беспилотный поезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка» на участке Московского центрального кольца. Архивное фото РЖД, запустив на Московском центральном кольце (МЦК) беспилотный поезд «Ласточка» для перевозок пассажиров на железной дороге, стали первыми в мире с подобным проектом, поскольку он реализован на открытом пространстве, в условиях значительной интенсивности движения и имеет высокий уровень автоматизации для быстрой реакции, сообщил РИА Новости управляющий партнер и сооснователь Rollingstock Agency (специализируется на аналитике и консалтинге в сфере железнодорожного машиностроения) Александр Поликарпов. РЖД 28 августа запустили первую беспилотную «Ласточку» на МЦК для перевозок пассажиров. Это поезд, который едет сам, но машинист находится в кабине для контроля и открывания и закрывания дверей во время посадки и высадки пассажиров. Это так называемый третий уровень автоматизации (УА 3). Глава РЖД Олег Белозеров сказал, что РЖД стали первыми в мире с подобным проектом. В сети возникли дискуссии по этому вопросу. «Достигнутый третий уровень автоматизации УА 3 (GoA3) на железнодорожной линии с высоким пассажиропотоком и тактовым движением в 4 минуты – это значимый мировой технологический прорыв. В мире полноценная эксплуатация железнодорожных поездов с пассажирами и автоматикой такого уровня еще нигде не реализована», — прокомментировал РИА Новости Поликарпов. Он пояснил, что в мире уже есть ряд успешных проектов беспилотного движения на рельсовом транспорте, однако их условия эксплуатации проще, чем на МЦК. Проекты с высоким уровнем автоматизации, который является беспилотным или максимально близок к нему, пока успешно функционируют только на изолированных линиях городского транспорта с относительно невысокими пассажиропотоками. «Другими словами, это отдельные линии метро, по которым подвижной состав ходит в замкнутой системе без доступа пассажиров к путям. Текущий уровень технологий позволяет обеспечить беспилотное движение только при оборудовании линий платформенными дверями, при этом такт движения поездов довольно низкий», — рассказал Поликарпов. Впереди конкурентовЭксперт продолжил, что на магистральном железнодорожном транспорте пока реализован только один успешный проект беспилотного движения УА4 (GoA4, без машиниста в кабине), но это грузовая линия компании Rio Tinto по вывозу горнорудной продукции в Австралии. Она представляет собой изолированную замкнутую систему, по которой груженые составы из вагонов и локомотива с невысокой скоростью спускаются от карьера к порту, а затем порожние поезда возвращаются обратно. Сам по себе проект МЦК Поликарпов назвал уникальным: его отличает крайне высокая интенсивность движения и большой пассажиропоток. Аналогом могут быть только загруженные линии самых развитых метрополитенов мира, говорит он. «К тому же автоматизация движения на железной дороге в границах города усложняется тем, что ее затруднительно полностью изолировать, а пути во многих местах находятся на одном уровне с другими объектами городской среды. Также система автоматики должна определять посторонние объекты гораздо раньше, так как железнодорожные поезда тяжелее метро, у них обычно более высокая скорость движения, следовательно, у них более длинный тормозной путь», — привел аргументы эксперт. Он также напомнил и о российской специфике погодных условий: к традиционным дождям добавляется вся палитра снегопадов разной интенсивности. «Сегодня в сфере автоматизации идет настоящая гонка технологий, и на текущий момент российские разработчики опережают своих иностранных коллег, но конкуренты тоже активно работают. Россия объективно лидирует по проектам автоматизации рельсового транспорта на открытом пространстве», — констатировал Поликарпов. Так, с 2022 года серийно внедряется схожая технология российской компании Cognitive Pilot на трамваях в Санкт-Петербурге, то есть тоже на незамкнутой системе в городской среде. Таких масштабов установки систем компьютерного зрения на данный момент тоже нигде нет.
Источник: ria.ru